Франтишек Купка
Автопортрет (1905). Холст, масло. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (František Kupka, 1871—1957), чешский художник, большую часть жизни прожил во Франции, один из первых представителей абстрактной живописи, представитель орфизма. Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному искусству.

Франтишек Купка родился в восточной Богемии, был старшим из пяти детей. Он научился рисовать у своего отца, но его ранние работы были уничтожены его мачехой.

В возрасте 27 лет он работал в подмастерьях у шорника, который помимо этого занимался спиритуализмом. Купка развил талант проведения сеансов и несколькими годами позже, когда он стал художником, зарабатывал себе на жизнь, работая медиумом. Он учился живописи в Праге, Вене и Париже и начал выставлять свои работы в этих городах в 1899 году.

Период конца XIX – начала XX века отличался популярностью электромагнетизма, пересекающегося со спиритизмом, теософией и философией. Гремучая смесь науки и мистики подпитывалась новыми идеями о радиоактивности и рентгеновском излучении, философией Анри Бергсона и «тайной доктриной» Елены Блаватской. В идеологии анархизм соперничал с коммунизмом. Одним из ярких выразителей духа времени стал Франтишек Купка — спиритический медиум, анархо-коммунист, но прежде всего, Художник. Он считал себя способным расщеплять во время сеансов свое сознание между «внутренним созерцанием» и так называемым «вторым зрением», с помощью которого в такие моменты он видел мир вокруг себя:

«Вчера я испытал состояние расщепленного сознания, в котором, как казалось, я видел мир извне своего тела».

Впечатления своего духовного опыта Франтишек переносил на холсты, передававшие идею постижения невидимой и нематериальной реальности. В серии полотен «Амфора» он предвосхитил очертания нелинейных фрактальный форм. На гармонию запутанных линий, цвета и света Франтишека натолкнули лекции по электромагнетизму и биологии, которые он слушал в Сорбонне. В эти же годы в Сорбонне читал лекции Анри Пуанкаре, чьи новаторские работы по алгебраической топологии и открытие гомоклинического пучка позднее легли в основу фрактальной геометрии. И, хотя нет прямых свидетельств, что Купка присутствовал на лекциях Пуанкаре, как нет свидетельств, что Пуанкаре был знаком с работами Купки, их объединяет единое внутреннее мировосприятие. Это восприятие реальности легло в основу нового подхода Пуанкаре к старой задаче о движении трех тел.

Фэй Брауэр. Гипнотический модернизм: Творчество Франтишека Купки как магнитное поле (читать в pdf-файле)
Образы из серии «Amorpha», 1912. Из коллекции MoMA, NY
  • 1892 год. Купка знакомится с теософией, становится вегетарианцем.
  • 1895 год. Купка читает много философских трудов, включая Канта, Шопенгауэра, Бергсона и Ницше.
  • 1905 год. Большой успех выставки Купки. Он начал посещать лекции по физике, биологии и физиологии в Сорбонне, работал там в биологической лаборатории.
  • 1910 год. Купка уничтожил большинство своих работ и начал новый этап. Это год первых абстрактных работ Купки, включая серию «Amphora».
  • 1911 год. Каждое воскресное утро Купка посещает собрания группы художников и писателей в доме его соседа Жака Вийона.
  • 1912 год. Купка продолжает посещать собрания, на которых также бывал математик Морис Принсет. Первые абстрактные картины Купки были выставлены в Париже.
Таким образом, мы видим первое предвосхищение фрактальных и хаотических образов в серии «Amorpha» 1910—1912 годов.

Источник изображений: MoMA (The Museum of Modern Art, New York)
Цикл книг «Фракталы и Хаос»