Франтишек Купка (František Kupka, 1871—1957), чешский художник, большую часть жизни прожил во Франции, один из первых представителей абстрактной живописи, представитель орфизма. Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному искусству.
Франтишек Купка родился в восточной Богемии, был старшим из пяти детей. Он научился рисовать у своего отца, но его ранние работы были уничтожены его мачехой.
В возрасте 27 лет он работал в подмастерьях у шорника, который помимо этого занимался спиритуализмом. Купка развил талант проведения сеансов и несколькими годами позже, когда он стал художником, зарабатывал себе на жизнь, работая медиумом. Он учился живописи в Праге, Вене и Париже и начал выставлять свои работы в этих городах в 1899 году.
Период конца XIX – начала XX века отличался популярностью электромагнетизма, пересекающегося со спиритизмом, теософией и философией. Гремучая смесь науки и мистики подпитывалась новыми идеями о радиоактивности и рентгеновском излучении, философией Анри Бергсона и «тайной доктриной» Елены Блаватской. В идеологии анархизм соперничал с коммунизмом. Одним из ярких выразителей духа времени стал Франтишек Купка — спиритический медиум, анархо-коммунист, но прежде всего, Художник. Он считал себя способным расщеплять во время сеансов свое сознание между «внутренним созерцанием» и так называемым «вторым зрением», с помощью которого в такие моменты он видел мир вокруг себя:
«Вчера я испытал состояние расщепленного сознания, в котором, как казалось, я видел мир извне своего тела». Впечатления своего духовного опыта Франтишек переносил на холсты, передававшие идею постижения невидимой и нематериальной реальности. В серии полотен «Амфора» он предвосхитил очертания нелинейных фрактальный форм. На гармонию запутанных линий, цвета и света Франтишека натолкнули лекции по электромагнетизму и биологии, которые он слушал в Сорбонне. В эти же годы в Сорбонне читал лекции Анри Пуанкаре, чьи новаторские работы по алгебраической топологии и открытие гомоклинического пучка позднее легли в основу фрактальной геометрии. И, хотя нет прямых свидетельств, что Купка присутствовал на лекциях Пуанкаре, как нет свидетельств, что Пуанкаре был знаком с работами Купки, их объединяет единое внутреннее мировосприятие. Это восприятие реальности легло в основу нового подхода Пуанкаре к старой задаче о движении трех тел.
Фэй Брауэр. Гипнотический модернизм: Творчество Франтишека Купки как магнитное поле (читать в pdf-файле)