Горы и воды на тысячу ли
Ван Симэнг «Горы и воды на тысячу ли» (1113 г.). Фрагмент
Повторяющиеся самоподобные фрагменты встречаются в произведениях искусства в любом месте и в любой исторический период. В 1113 году в Китае в период правления императора Хуэйцзуна появился чудесный свиток «Горы и воды на тысячу ли». Его создал студент Художественной академии, учреждённой императором Хуэйцзуном Ван Симэнг. Художнику тогда было около 18 лет, и через несколько лет после этого он скончался совсем молодым.

Свиток размером около 12 метров в длину и более полуметра в ширину представляет собой одну из самых больших картин, созданных за всю историю китайской живописи. Художник изобразил грандиозную панораму гор и вод в соответствии со старинным стилем так называемого сине-зелёного пейзажа, выработанным во времена династии Тан аристократами из царствовавшего семейства Ли. Этот стиль с характерным использованием глубоких синих и зелёных пигментов и золота как символ аристократизма и изысканности был перенят от танского императорского дома Ли представителями сунского императорского семейства Чжао, и поддерживался ими даже после падения своего государства. Живопись свитка исполнена детальным стилем гунби, отличном от бытовавшей в то время «туманного пейзажа», который выполнялся размывами туши, делающими очертания гор и прочих предметов нечёткими.

Художник отчётливо выразил изначальную суть китайского пейзажа «шань-шуй» — гармонию противоположностей: горной тверди и текучести воды, вечного и переменчивого, инь и ян. Ван Симэн тончайшей кистью выписал людей, зверей и птиц, воду в разных состояниях, детали быта, деревья, и лодки рыбаков, дома и великолепный мост с крытыми террасами, где путники могут передохнуть. Художник соединил классичность старинного сине-зелёного стиля с изящным рисунком, характерным для периода Сун, и светящейся золотистой атмосферой, придающей пейзажу глубокую поэтичность.
Цикл книг «Фракталы и Хаос»