Мы хотим объяснить, что часто доказательство использует неявные шаги, и что редко увидишь доказательства с полной логической цепочкой вывода. Доказательство теоремы, будь оно в ежедневной практике математика, или на уроке средней школы, это, в основном, убеждение собеседника в верности сделанного утверждения.
Иногда при этом (зачастую неявно) используются аргументы, оставляемые без доказательства — потому что ясно, что слушатель, читатель или зритель сможет их обосновать самостоятельно.
В конце концов, математики тоже люди(!), и общение людей не может (пока) полностью сводиться к аксиомам! Можно записать математическое доказательство до самых мелких деталей, но трудно будет найти людей, которые захотят прочитать его. Искусство математика или преподавателя в том, чтобы написать или рассказать доказательство таким способом, чтобы оно принимало во внимание опыт читателей/слушателей и могло ответить на все их вопросы и возражения.
Каковы же "недостатки" и "неявные участки" в представленном доказательстве? Вот некоторые из них:
- Действительно ли очевидно, что всегда можно опустить перпендикуляр из точки на плоскость? Было ли это доказано?
- Действительно ли очевидно, что прямая, проведенная из северного полюса сферы и точку плоскости, касающейся сферы в южном полюсе, всегда будет пересекать сферу в ещё одной точке? Почему?
- Из доказательства видно, что проекция окружности содержится в окружности на плоскости; но показано ли, что проекцией является действительно вся окружность на плоскости?
Это всего лишь несколько примеров (которые, конечно, могут быть строго доказаны). Но с их помощью мы показали, что почти во всех доказательствах существуют неявные участки. Идеал полного математического доказательства зачастую недостижим, но математик должен помнить о нём, дабы избежать ошибок (...и опыт с ошибками в прошлом очень здесь полезен!). Сегодня многие доказательства могут быть проверены на компьютере, но это никогда не сможет заменить то глубокое удовольствие, которое испытывают математик или школьник, когда они понимают теорему, когда действительно понимают, почему она верна. Это удовольствие зачастую и побуждает заниматься математикой!
Заниматься математикой — это, прежде всего, доказывать то, что утверждается!